top of page

Pera Palace Hotel - отель-музей в Стамбуле, где проживали Агата Кристи, Бродский, Хэмингуэй

Свой 32-ой День Рождения я решила встретить в самом любимом городе - в Стамбуле (тогда я еще не жила в этом прекрасном городе). Константинополь не просто приютил нас с подругой, а подарил великолепнейший опыт, о котором мне обязательно хочется помнить, который оставил глубокое послевкусие. Этот день я запомню, как матрёшку, которая делилась с нами всё новыми и новыми подарками.

О том, что мы поедем с подругой в Стамбул, решилось за сутки. София приехала ко мне в Мармарис на четыре с половиной дня, и всё это время мы планировали провести на побережье Турецкой Ривьеры. А потом внезапно Софа говорит:

- Может в Стамбул?

- Знаешь, я тоже об этом думала. Посмотрим билеты?

Через час были куплены места на рейс с вылетом в 8 утра в город моей любви, который еще называют Новым Римом, и забронирован отель, в котором я мечтала однажды побывать. И оказалось, что однажды наступило раньше моих ожиданий.

Обычно, отправляясь в городское путешествие, гостинцу выбираешь так, чтобы просто в ней переночевать - в тепле и безопасности. Реже - ради особенного опыта. В этот раз - это был как раз тот редкий случай, но он точно не был похож ни на один другой в моей жизни.

Отель Pera Palace Hotel - это полноценная достопримечательность Стамбула. Это та золотая нить, которая соединяет тебя с эпохой конца 19-ого века. Это гостиница - музей, которая пропитана духом истории и знаковыми событиями, о которых написано в книгах и исторических справках, заметках и дневниках писателей, актеров, императоров прошлого. Это уникальное достояние культуры, в которой можно не только побывать, как турист, но и пожить, как гость.

Pera Palace Hotel расположен в сердце исторического района Стамбула - в Бейолу, который напоминает маленький анклав Европы с ее зданиями, возведенными в стиле неоклассицизма, модерна и ар-нуво.  Отель построили в 1892-ом году, чтобы пассажирам знаменитого «Восточного Экспресса» было где поселиться по приезду в Константинополь. На тот момент аналогов такой гостиничной роскоши в городе не имелось. В здании отеля были почти уникальные для того времени удобства - горячая вода, электричество и электрический подъемный лифт (говорят, самый первый во всей Турции на то время, и он до сих пор работает).

За годы своего существования Pera Palace встречал и баловал своим 5-зведночным комфортом не только шахов и царей, президентов и императоров, но и Альфреда Хичкока, Александра Вертинского, Иосифа Бродского, Эрнеста Хемингуэя, Агату Кристи, Мату Хари, Жаклин Кеннеди-Онассис, и многих других.

Агата Кристи останавливалась в номере 411-ом, который сохранил убранство того времени. В нем она писала некоторые из своих детективов, в том числе и легендарное «Убийство в Восточном Экспрессе». В ее честь также назван ресторан отеля.

В Pera Palace есть несколько именных номеров - люкс британского короля Эдуарда VIII, императора Австрийской и Австро-Венгерской империи Франца-Иосифа, Хемингуэя. Нам с Софией достался номер твин с роскошным видом на Золотой Рог, двумя уютными кроватями, высокими потолками, мраморной ванной комнатой.

Когда мы зашли в лобби отеля, на часах было 11 утра. Нам сказали, что на мое имя забронирован двухместный номер с обычным видом на улицу, где расположен отель, и за панорамный вид на историческую бухту нужно доплачивать, а поселиться в отеле мы сможем только в 3 часа дня, согласно правилам гостиницы. Но с нами присутствовал дух волшебства, поэтому через несколько минут сотрудник Pera Palace Hotel выдал нам ключ с видом мечты без надобности что-либо платить дополнительно, и сказал, что мы уже можем отправляться в свой номер.

Благодарю Вас, Ангелы!

Мы поселились, привели себя в порядок после полета под музыку Синатры и Фитцджеральд, и отправились гулять по городу. А в отель вернулись около 9 вечера. Решили, что не будем нигде ужинать, а праздничные посиделки устроим в своем номере. Это было лучшее решение!

Я приняла ванну - настоящую роскошь для меня, так как давно не живу там, где есть такое удобство, и, соответственно, не имею к нему доступ.

Мы с Софи заказали еду в номер, и в пижамах завершили празднование этого дня. На десерт нас ждали сладости из кондитерской отеля, которыми поздравил персонал гостиницы. За это им отдельное спасибо!

Утром следующего дня мы решили никуда не спешить, а сладко и лениво валяться в своих постелях, наслаждаясь духом отеля. Чай в кровати, «Модный приговор» на Первом и море улыбок. Таким я запомню первое утро своего 32-ого года жизни на этой чудесной и неоднозначной планете.

Выписались из отеля мы ровно в 12. Сдав чемоданы на хранение, наконец-то отправились изучать интерьеры отеля, так как раньше на это не было времени.

Лобби гостиницы, а также зал, где можно выпить кофе, чай или бокал шампанского, были украшены к Новому Году, и создавали особое настроение. Я узнала, что автором современного интерьера с роскошью начала 20-ого века является Анушка Хемпель - бывшая актриса, одна из «девушек Джеймса Бонда», а ныне - дизайнер.  Пишут, на недавнюю реставрацию отеля было потрачено более двадцати миллионов евро. Глядя лишь на одно убранство первого этажа гостинцы, в это легко поверить.

Так как Pera Palace Hotel - это еще и музей, здесь на каждом углу настоящие исторические экспонаты - отпечатки прошлых лет.

В гостинице любил останавливаться отец турков, отец нации - Мустафа Кемаль Ататюрк. Его любимый номер - не для брони. Но его можно посетить, как достопримечательность этого уникального здания.

Находясь в Pera Palace Hotel, тебя окутывает такое ощущение, будто рядом с тобой в этот самый момент находятся короли, махараджи и императоры, писатели и певцы, каждый думая о своем, насущном. Персонал отеля, относясь к тебе также, как и к своим знаменитым гостям, делает твой литературный опыт в этой гостинице еще лучше.

Когда мы были в номере с Софией, я прочитала ей отрезок из моей будущей книги, который написала осенью прошлого да. В нем я описывала, как мечтаю провести свой День Рождения в Париже. Интересно, что это описание почти полностью совпало с тем, как мы провели с ней день в Стамбуле, который так сильно напоминает мне любимый французский город. И я Богу благодарна за то, что он подарил мне жизнь в Турции - стране, в которой я вижу столько любимых элементов Италии, Франции и возможность бывать в городе, которому принадлежит огромная часть моего сердца.

Напоследок, делюсь отрезком из журнала Geo , который нашла в интернете. Он точно написан для таких же впечатлительных и в любленных в Стамбул, как и я:

«Я сошел с парохода. В Константинополь. В эмиграцию. Поселились мы не более и не менее как в самом фешенебельном отеле Константинополя «Пера Палас», — вспоминал Александр Вертинский. — Разутюжили наши российские «кустюмчики» — знаменитый актерский «гардеробчик»... и вышли на улицу. На Гранд-рю-де-Пера, по которой уже взад и вперед прогуливалось немало наших соотечественников, приехавших раньше нас. Совсем как дома — где-нибудь в Харькове, на Сумской, — гуляли. С нашим приездом Константинополь стал очень быстро русифицироваться. На одной только Рю-де-Пера замелькали десятки вывесок: ресторанов, кабаре, магазинов, контор, учреждений, врачей, адвокатов, аптек, булочных... Все это звало, кричало, расхваливая свой товар, напоминало о счастливых днях прошлого: «Зернистая икра», «Филипповские пирожки», «Смирновская водка», «Украинский борщ».»